Команда
Результаты исследования
ИССЛЕДОВАНИЕ АУДИТОРИИ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУСCТВА
В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ


Даты: 27 - 28 апреля 2017

Город: Челябинск

Площадки для наблюдения: Галерея современного искусства OkNo, Мастерская печатной графики “Печка”, магазин “Книги и кофе”, Лекторий на Клары Цеткин, 11; бар Brothers

Методы исследования: наблюдение, экспертное интервью

Мария Бурлуцкая, кандидат социологических наук, руководитель новационных проектов фонда «Социум»:

Когда мы собирались в Челябинск, мы представляли себе брутальный по характеру город, жители которого не особо интересуются современным искусством. Мы думали,
что основная культурная жизнь здесь сосредоточена исключительно вокруг галереи OkNo, работающей с 2001 года. И, действительно, за долгое время существования у галереи сформировалось свое сообщество, участники которого регулярно собираются, общаются, проводят вместе время. В основном это оказались взрослые люди, которые “выросли” вместе с галереей, но есть и молодежь.

Настоящим открытием для нас стало то, что в Челябинске много неформальных креативных инициатив. В отсутствии поддержки со стороны властей, люди организуются сами. У челябинцев острая потребность в том, чтобы в городе была активная культурная среда. Им не обязательно, чтобы речь шла только о современном искусстве, им важно, чтобы мероприятия и события были на современные, актуальные темы. Но пока городу явно не хватает институционализированных площадок, поэтому горожане собираются
в самых разных местах. Самые активные организуют площадки "для себя", чтобы там собирать интеллектуально близких себе людей. Так появилась мастерская графики
“Печка”, Лекторий на Клары Цеткин, 11, магазин "Кофе и книги", да и OkNo когда-то создавалось с тем же посылом.

Мы побывали в баре Brothers на Кировке - там было мероприятие в формате “свободного микрофона”: выступали местные музыкальные группы, поэты, вообще высказаться мог любой желающий. Здесь мы познакомились с активистами, которые совместно с городской библиотекой делали выставку местных художников. Они нам рассказали, где народ собирается, про места которые возникают и умирают. Мы неоднократно слышали от них такое уже подзабытое слово “квартирник”.

Это не "проекты" в современном понимании слова, они не транслируют какую-то четкую модель, но их создатели по-настоящему увлечены своим делом, своей идеей.
А распространение этой идеи и привлечение публики для них вторично, по крайней мере такое сложилось у нас впечатление.

Об этих мероприятиях часто не узнаешь из официальной афиши: информация распространяется через группы в соц. сетях, “снаружи” ее никак не видно и даже местные журналисты, создатели портала, посвященного городской культуре, знают далеко не обо всех событиях и пространствах. Эта закрытость, клановость “культурных тусовок”, возможно обусловленная социальным контекстом, одно из важных наблюдений, сделанных нами в Челябинске.

Даты: 23-25 июня 2017

Город: Тюмень

Площадки для наблюдения: Территория творчества “Дом Печати”, креативный кластер “Лофт Фабрика”, Выставочный зал Союза художников, коворкинг “Моя территория”, Молодежный театральный центр “Космос”, Галерея современного искусства, Художественный салон Ростяковых, бар “Ленинград”, магазин “Анис”, галерея Grange,
стрит-арт проект “Морфология улиц”, фотостудия 8*10.

Методы исследования: наблюдение, экспертное интервью.

Лариса Петрова, проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ.
Мария Бурлуцкая, кандидат социологических наук, руководитель новационных проектов фонда «Социум»:

В начале исследования мы классифицировали города, участвующие в проекте, по двум категориям. Первая - мегаполисы, в которых есть активно действующие площадки современного искусства, а значит, гипотетически, есть и аудитория. Вторая группа - города, в которых подобных площадок мало, и, соответственно, нет сформированной аудитории,
она скорее перспективная. Тюмень мы отнесли ко второму типу городов.

Во время экспедиции, мы поняли, что местные власти осознают, что сырьевые ресурсы,
за счет которых живет Тюмень, рано или поздно закончатся, поэтому проявляют интерес
к альтернативным вариантам развития экономики города. Они начали активно участвовать в формировании городской культурной среды, разрабатывая и реализуя проект под названием КИТ - “Креативные индустрии Тюмени”, направленный на создание небольших креативных бизнес-проектов, рассчитанных, в первую очередь, на молодежь. Одним из таких проектов - местом для проведения встреч, мастер классов, а также оператором
для организации грантовых конкурсов стал Коворкинг "Моя территория", в котором работают удивительно активные и увлеченные люди.

Самыми заметными арт-пространствами Тюмени, на наш взгляд, в настоящее время являются: театральный центр “Космос”, финансируемый областными властями и две частные институции - “Лофт Фабрика” и “Дом Печати”, существующие на собственные средства, которые им приходится зарабатывать. Тем не менее, владельцы этих площадок
не только “делают бизнес”, они видят в своей деятельности и просветительскую миссию, хотят привлечь в свои проекты молодежь, которая пока далека от искусства и культурных инициатив.

В Тюмени мы сделали интересное наблюдение, которое будем проверять и в других
городах-участниках исследования, оно касается импорта идей и технологий. Многие идеи, реализованные в Тюмени, были “привезены” местными владельцами галерей из других городов и стран. Кто-то на свой лад переработал опыт питерских “Этажей”, кто-то вдохновился тем, что увидел на “Винзаводе” в Москве, в галереях Нью-Йорка или Лондона. Можно сказать, что у владельцев и менеджеров арт-пространств в Тюмени произошла своего рода культурная инициация, и, что хорошо, она была вызвана стремлением двигаться в направлении, в котором развиваются передовые художественные институции. Опыт успешных проектов, позаимствованный и переосмысленный тюменскими площадками, придал им определенную уверенность в своих силах и надежду найти
своего зрителя.

Даты: 23 - 26 июня 2017

Город: Пермь

Площадки для наблюдения: Музей современного искусства PERMM, Пермская художественная галерея, Галерея частных коллекция “Уникум”, Школа дизайна “Точка”, Выставочное пространство “Ленком”, Арт-пространство “Юнити”, Центр городской культуры, Perm One Project

Методы исследования: наблюдение, экспертное интервью

Кочухова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного экономического университета:

Культурная жизнь в Перми очень разнообразна. Это видно даже со стороны, глазами приезжего. За время экспедиции мы посетили все площадки, так или иначе связанные
с современным искусством. В некоторых художественных институциях нам удалось побывать даже несколько раз и понаблюдать, как отличается аудитория на открытии выставки и в обычный день.

Мы много общались с представителями местного художественного сообщества. Было интересно сравнить взгляды на современное искусство Перми, которые транслируют художники и организаторы выставочных пространств. У них разный подход к тому,
что такое современное искусство, как его нужно делать и кто приходит его смотреть. Говоря об аудитории, они расставляют разные акценты в своих интервью: для кого-то важна просветительская миссия, кто-то старается создать сообщество и не работает на широкую аудиторию, для кого-то самое главное - воплощение собственных идей. Но несмотря на различия их позиций , абсолютно все, с кем мы разговаривали, очень увлечены тем,
что они делают.

Некоторые информанты делают ставку на эффективное управление проектом,
и, в перспективе, стремятся выйти на общероссийский уровень. Однако стратегический менеджерский подход к организации площадок есть далеко не у всех. Какие зрители придут смотреть современное искусство? Как площадка изменит местную культурную среду?
Это сложные вопросы, на которые не все готовы отвечать.
Вдохновляет, что пермяки уделяют много внимания опыту "культурной революции", связанной с именем Марата Гельмана. Они проводят собственные исследования,
и, что очень важно, готовы делиться данными и результатами. Для нас, для нашего проекта это ценная информация, которая поможет более четко сформулировать свои вопросы
о современном искусстве в Перми.

Даты: 27-30 июля 2017

Город: Нижний Новгород

Площадки для наблюдения: Арсенал - Волго-Вятский филиал ГЦСИ-РОСИЗО; Галерея
Futuro; мастерская Артема Филатова; проект “Еда и культура”; кластер “Нижполиграф” и пространство “Кинофактура”; культурный центр “Почаина”, “Sklad”, “Почаинская гончарня”; Центр культуры “Рекорд”; Музей истории и культуры Московского района; галерея “Кладовка”; галерея искусств “Луна”.

Методы исследования: наблюдение, экспертное интервью.

Маликова Дарья, магистр Манчестерского университета по социальной психологии, главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ:

Условия, в которых существует и развивается современное искусство в Нижнем Новгороде, уникальны. Город знаменит своим самобытным стрит-артом. В этом он, на первый взгляд, напоминает Пермь. Но в Перми - это инициатива, продвигаемая сверху, начиная с Марата Гельмана, который пришел и сказал, что искусство должно завоевывать город и горожане должны с ним сталкиваться на улице, так проще всего привлечь публику. А в Нижнем Новгороде эта история, наоборот, исходит от самих художников, которым интересно выходить на улицы и делать серьезные работы, связанные с осмыслением истории, культурного наследия, с нижегородской деревянной архитектурой.

Еще одна особенность города - сосредоточенность культурной жизни вокруг одной художественной институции - Арсенала. “Это наша мать”, - как сказал один из респондентов во время нашей экспедиции. У Арсенала очень удачное расположение, все кто приезжают в город обязательно посещают Кремль и заходят в Арсенал. Но я думаю, что и без Кремля Арсенал чувствовал бы себя хорошо. Команда Арсенала делает очень большую ставку на молодежь, активно работает с детьми и подростками, потому что это будущая аудитория.

Безусловно, Арсенал очень качественная мега институция, которая определяет поле современного искусства в городе. Маленьким площадкам, выставляющим современное искусство, очень сложно с ней состязаться и в плане контента, и в плане завоевания публики. Поэтому там, практически, нет других галерей. Сейчас работает галерея Futuro, были еще “ТОЛК” и “Галерея 1”, но они закрылись по финансовым причинам.

У нас была гипотеза, которую подтвердили несколько местных респондентов, что отсутствие частных галерей в Нижнем Новгороде также объясняется близостью к Москве. Если есть желание делать что-то альтернативное Арсеналу, то проще уехать в столицу, где есть и “Винзавод” и Artplay, чем пахать с нуля в своем городе. Проще и для художников, и для арт-менеджеров.

ИССЛЕДУЕМ БИЕННАЛЕ!

Даты: 14 сентября - 11 ноября 2017

Город: Екатеринбург

14 сентября в Екатеринбурге открылась 4 Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

2 месяца работы, 25 городов, 8 арт-резиденций, 23 параллельных площадки, перформанс платформа, обширная образовательная программа - таков масштаб проекта, который
в этом году встал в ряд самых значимых культурных событий в стране.

Для нашего исследования это мероприятие - замечательная возможность глубоко
и разносторонне изучить аудиторию современного искусства. В полевой этап работ
мы включили традиционные социологические методики: опросы, глубинные интервью, фокус-группы, наблюдения. Кроме того, мы постарались максимально вовлечь
в исследовательский процесс самих зрителей, предлагая им оценить не только работы художников и уровень организации мероприятия, но и собственные чувства, реакции, возникающие во время посещения экспозиции и взаимодействия с арт-объектами. Большую роль в этом играют медиаторские экскурсии - практика, ставшая важной частью Уральской биеннале.

Медиаторы напрямую контактируют со зрителямиво время просмотра экспозиции - ведут диалог, побуждая их задумываться,анализировать свои эмоции и делиться впечатлениями. Они аккумулируют информациюо зрительских реакциях, о типажах посетителей биеннале, о стиле проведения досуга и опыте посещения других культурных мероприятий, которая открывается во время общения. Кроме того, посетители Основной площадки биеннале могут оставить свои отзывы в специальных боксах, а также выразить свои мысли, идеи и пожелания о выставке на стендах, расположенных в пространстве экспозиции.

Еще одним ресурсом, который сыграет важную роль в сборе информации для нашего исследования станут социальные сети. Мы просим зрителей размещать свои посты, посвященные биеннале, со специальным хэштегом #ОТЗЫВБИЕННАЛЕ, который поможет
нам найти их.

Даты: 01-04 ноября 2017

Город: Норильск

Площадки для наблюдения: Художественная галерея Музейно-выставочного комплекса "Музей Норильска"; Музей Норильска; Медиакомпания “Северный город”.

Методы исследования: наблюдение, глубинные и экспертные интервью.


Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель Научно-просветительского отдела Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ, руководитель исследования:

У Норильска оказался неожиданно другой образ, нежели тот, какой представлялся нам до поездки. Казалось, что в этом стоящем на отшибе северном городе, где люди работают вахтовым методом, культурное потребление должно быть где-то на периферии повседневной жизни - пару раз в год куда-то сходить, а в остальное время заниматься работой, домом и спасением от холода.

Оказалось, что у города достаточно интенсивная культурная жизнь. Первое, что привлекло наше внимание, многие горожане говорили о том, что постоянно посещают различные культурные мероприятия: ходят в музей, галерею, в театр, на разные концерты и фестивали. Но потом, стало понятно, что эффект насыщенной культурной жизни, особенно у женщин, складывается из-за того, что у них есть дети школьного возраста. Школьники в Норильске ежедневно ходят в самые разные секции. За счет этого у родителей, которые их сопровождают, тоже активизируется культурная жизнь. Хотя на самом деле открытия выставок случаются, как и везде, в среднем раз в две недели, крупные события проходят раз в месяц. Среди регулярных мероприятий стоит отметить лекции в Интеллектуальном клубе-лектории “Обогатительная фабрика”. Его организаторы привозят из Москвы и крупных российских городов разных спикеров и норильчане активно посещают эти встречи, задают вопросы, дискутируют.

Что нам особо бросилось в глаза - большое количество школьников на открытии выставки, посвященной авангардным художникам. Причем во время разговора с ними выяснилось, что они отнюдь не загнаны сюда, они сами решили пойти на открытие, а не в кино, как им предлагала учительница. Меня поразило, как они вели себя на выставке! Ребята ходили от картины к картине маленькими группами, обсуждали, иногда фотографировали. С чем может быть связано такое осознанное восприятие искусства, остается загадкой. Может быть дело в том, что все норильские школьники, в качестве формы дополнительного образования ходят в художественные школы и кружки...

При этом ребята выразили тоску по современному искусству, им хочется увидеть работы, которые говорили бы с ними на одном языке. В 2000-х годах “Норильский никель” активно привозил в город культуртрегеров, в том числе и современных художников. Потом ситуация изменилась. Да, в городе есть свои “внутренние игроки”, намечается большой проект - создание Арт Центра, в котором будет что-то связанное и с современным искусством, тем не менее институций, которые можно было бы назвать “проводниками современного искусства” в городе пока нет.

Еще один интересный феномен Норильска, который мы обязательно будем учитывать в исследовании - отсутствие в городе широкополосного интернета вплоть до августа этого года. Это значит, что молодежь и большая часть населения были отрезаны от медиа контента, медиа искусства. Интернет, конечно был, но смотреть Youtube и скачивать видео было проблематично и затратно. Соответственно видеоблоггинг, съемки роликов, станут сейчас для горожан настоящим открытием. Естественно, в ближайшие годы это должно сильно трансформировать поведение молодежи: потребление ими контента в интернете отнимет время от чего-то другого...

Отдельную благодарность хотелось бы выразить руководителю музейно-выставочного комплекса "Музей Норильска" Наталье Федяниной и начальнику Управления благотворительных программ ЗФ ПАО "ГМК "Норникель" Светлане Рубашкиной за поддержку в проведении исследования в городе.

Даты: 30 ноября - 04 декабря 2017

Город: Томск

Площадки для наблюдения: Томский областной художественный музей, Сибирский филиал ГЦСИ-РОСИЗО, Зрелищный центр "Аэлита", Первый музей славянской мифологии, Томский государственный университет, Арт-пространство "Деревяшки".

Методы исследования: наблюдение, экспертное интервью

Кочухова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного экономического университета:

В поле современного искусства Томска есть несколько ключевых фигур - по большей части, это художники и создатели перформансов, силами которых организуются фестивали, выставки или художественные акции. Институциональную поддержку им оказывают преимущественно Сибирский филиал ГЦСИ-РОСИЗО и клуб "Аэлита", предоставляя площадки.

Фестивали или выставки современного искусства в Томске сложно назвать масштабными, они чаще всего задействуют ресурсы местных художников, реже - сибирских. По результатам первичной обработки полученных в ходе исследования данных, можно предположить, что современный театр и мультимедиа-перформансы являются более привлекательными для аудитории, чем выставки. Также открытые университетские лекции самой широкой тематики привлекают больше публики, чем специализированные лекции по современному искусству в ГЦСИ. Возможно, путь современных художников к своему зрителю может быть выстроен через развитие сотрудничества с государственным университетом.

Сегодня основным двигателем развития современного искусства в Томске являются сами художники. Только их самоорганизация позволяет проводить заметные проекты.


Даты: 22-23 марта 2018

Город: Екатеринбург, Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО (ул. Добролюбова, 19А)

СЕМИНАР-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМУ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО? ЗРИТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ ПЛОЩАДОК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ"

Команда проекта "Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России" познакомит специалистов культурных институций, социологов, журналистов, общественных деятелей уральской столицы и всех, кто интересуется современным искусством с результатами исследования зрительской аудитории в Екатеринбурге. Участники мероприятий смогут обсудить актуальный опыт работы местных и российских художественных площадок со зрителями и перспективы его развития.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

22 МАРТА - 19.00
Лекция Алисы Максимовой
"Развитие представлений об аудитории и современные подходы в изучении посетителей музея"

Алиса Максимова – кандидат социологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ (Москва), исследователь зрительских аудиторий в музеях, со-автор книги «Руководство по исследованию посетителей музеев» (М.: Политехнический музей, 2016).

Зачем исследовать аудиторию музеев? Какие задачи ставить? С чего начать? Социолог Алиса Максимова расскажет, как сменялись концепции музейного посетителя, что влияло на развитие инструментария в области изучения аудитории и каково современное состояние этой области. На примере собственного исследовательского опыта, а также других российских и зарубежных исследований будут описаны стратегии, которые сегодня музеи могут использовать для лучшего понимания своей аудитории. Лекция адресована сотрудникам культурных учреждений и социальным ученым.

23 МАРТА - 10.30-13.30
Семинар "Кому современное искусство? Зрительская аудитория площадок современного искусства в Екатеринбурге"

Модератор:
Дмитрий Москвин, начальник научно-просветительского отдела Уральского филиала ГЦСИ, руководитель исследовательского проекта

Участники - команда проекта “Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России”:
Мария Бурлуцкая, кандидат социологических наук, руководитель новационных проектов фонда «Социум», заместитель Генерального директора фонда «Социум» по развитию;
Елена Кочухова, кандидат философских наук, преподаватель УрГЭУ
Дарья Маликова, магистр Манчестерского университета по социальной психологии, главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ;
Екатерина Неменко, кандидат философских наук, преподаватель Уральского федерального университета;
Лариса Петрова, кандидат социологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства;
Анна Пьянкова, директор Уральского филиала ГЦСИ

Тематика выступлений:
методы исследования аудитории площадок современного искусства, результаты социологических исследований в Екатеринбурге, зрительская аудитория Уральской индустриальной биеннале.

Справки по тел. +7 (343) 289 91 32

hello@zaart.net
2017-2018