Команда
ИССЛЕДОВАНИЕ АУДИТОРИИ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУСCТВА
В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ


Дата: 23 марта 2018

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРИВЛЕКАЕТ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

Основные посетители выставок современного искусства в российских мегаполисах - молодые женщины 22-34 лет. Каждый четвертый посетитель - младше 21 года. Средний возраст посетителей - 29,6 лет. Такие данные прозвучали 23 марта в Уральском филиале ГЦСИ-РОСИЗО на презентации итогов “Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России”.



Дизайн исследования основан на стратегии «смешивания» (mix method research) методов и обращения к разным группам респондентов — экспертам и зрителям, а также этнографического изучения площадок современного искусства в ходе полевых экспедиций.

Методический арсенал проекта — 67 экспертных интервью, анализ 2100 аккаунтов подписчиков площадок современного искусства в соцсетях, 838 стандартизированных интервью со зрителями, 27 глубинных интервью с разными сегментами аудитории, 14 полевых дневников, этнографическое описание 17 площадок. На 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 800 зрителей опрошены методом стандартизированного интервью, взяты 30 фокусированных интервью с группами посетителей (диады, триады и пр.), 15 интервью с медиаторами, проведены опрос до (290 чел.) и после (205 чел.) экскурсий с медиаторами, наблюдения (284 отчета) и короткие опросы зрителей (504 анкеты).

Ключевая теоретическая и прикладная идея — сегментирование реальных и потенциальных зрителей.
- Ядро - часть аудитории, которая, практически каждый месяц, посещает различные площадки современного искусства. Активными зрителями оказались 25% опрошенных.
- Периферия - часть аудитории, которая время от времени, несколько раз в год приходит на площадки современного искусства. К этой группе отнесли себя 54% респондентов.
- Перспектива - часть аудитории с активным культурным досугом, которая пока остается за рамками площадок современного искусства, либо посетившая их впервые. 21% участников опроса.

Большая часть аудитории — молодые женщины (во всех сегментах). Очень многочисленна самая молодая группа — каждый четвертый в аудитории в возрасте до 21 года. Особенно много молодых в ядре — 31%, а взрослых — старше 55 лет — хоть и мало в аудитории в целом, но существенно больше в ядре и периферии. Средний возраст аудитории — 29,6 лет, это примерно на десять лет ниже, чем среди населения больших городов в среднем.

Зрители современного искусства образованы: 57% опрошенных имеют высшее образование, 11% - ученую степень.

Обязательные расходы у 50% аудитории составляют от четверти до половины семейного бюджета. Оставшиеся средства тратятся, в том числе, на развлечения и досуг. Большинство респондентов - предприниматели, фрилансеры, работающие на себя. 2/3 участников опроса - учились или работают в области культуры и искусства. Молодые люди тратят на культурный досуг более 10% бюджета. Это фиксирует значимость этой сферы.

Интерес к современному искусству участники исследования объясняют тем, что оно помогает расширять кругозор, дает новые эмоции и впечатления, стимулирует воображение и творческое мышление.

ОМНИБУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА


В феврале 2018 года в Екатеринбурге было проведено омнибусное исследование направленное на изучение осведомленности жителей города об институциях, представляющих современное искусство, и выявление мотивов, которые побуждают людей посещать выставки современного искусства или наоборот отталкивают их от этого опыта.

Первый раз подобное исследование проводилось в Екатеринбурге в 2016 году. В повторном исследовании приняли участие 600 человек в возрасте от 18 лет и старше. Опрос проводился по мобильным телефонам.

Результаты показали, что за два года культурные институции расширили аудиторию посетителей и повысили свою известность в городе.

Главные мотивы, которые приводят представителей ядерной аудитории на выставки современного искусства - желание развить воображение (47,4%) и расширить кругозор (36,8%), а также увидеть необычные направления и техники в искусстве (26,3%) и получить яркие эмоции и впечатления (21,1%).

Те же, кто избегает контактов с современным искусством, объясняют свой выбор тем, что равнодушны к нему и предпочитают классику (28,6%), не понимают современное искусство (12%) или вообще не любят искусство (8,3%).

АУДИТОРИЯ 4-Й УРАЛЬСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Биеннале, которая прошла в Екатеринбурге в сентябре-ноябре 2017, стала важным источником информации о зрителях современного искусства. Масштабность и длительность проекта позволили провести целую серию исследовательских мероприятий:
- базовый опрос - 800 человек;
- опрос до (290 человек) и после (205 человек) медиаторских экскурсий;
- собрать ответы на вопросы, которые зрители оставили в специальных ящиках на площадке биеннале.

Дата: 19 апреля 2018

Город: Москва

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ” НА III ГРУШИНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

“Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России“ выходит на финишную прямую. После дебютной презентации первых итогов исследования в Екатеринбурге, команда проекта поделилась опытом своей работы в Москве.

19 апреля Лариса Петрова, Мария Бурлуцкая и Дарья Маликова приняли участие в круглом столе “Сам себе социолог: возможности и ограничения партисипаторных исследований культурных институций», который прошел в рамках III Грушинской социологическая конференция “Социолог 2.0: трансформация профессии”.

Круглый стол был организован как диалог между социологами и сотрудниками культурных институций. Партисипаторные исследования, которые стали лейтмотивом встречи, широко использовались для изучения аудитории в ходе проведения “Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России “. Опыт сбора исследовательских данных с помощью смотрителей и медиаторов представила Мария Бурлуцкая во время доклада "Внутренние резервы: как распространить политику вовлеченности в музее на сбор данных?». Также Мария рассказала об акции "Приведи друга", которая была проведена во время 4-й Уральской индустриальной биеннале, с целью получения этнографического описания первого опыта посещения зрителями выставки современного искусства.

Дата: 21 апреля 2018

Город: Москва

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ” НА VISITOR STUDIES IN CULTURE.

21 апреля Дарья Маликова и Елена Кочухова приняли участие в секции “Visitor Studies in Culture: исследование аудиторий социо-культурных проектов и институций”, организованной в рамках конференции “Векторы развития современной России” в Шанинке (МВШСЭН).

Выступление Дарьи Маликовой на круглом столе “Исследовательские проекты институций” было посвящено исследованию аудитории Уральской индустриальной биеннале. Столь крупные проекты, как биеннале, дают отличную возможность широко изучить аудиторию, особенно ее перспективный сегмент, поскольку привлекают внимание тех зрителей, которые обычно не посещает площадки современного искусства. Дарья детально представила комплекс количественных и качественных методов, использованных для анализа портрета аудитории биеннале: их социально-демографических характеристик, досуговых практик и культурных профилей, спектра мотивов и ожиданий от посещения мероприятия.

Елена Кочухова во время круглого стола “Современные исследовательские практики”
рассказала о географии и основных этапах “Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России” - от разработки методов до анализа данных. Основной акцент Елена сделала на описание методов, применявшихся для исследования площадок современного искусства и их аудиторий, таких как глубинные интервью с посетителями, опросы, анализ аккаунтов тех, кто подписан на группы площадок современного искусства в социальных сетях. Елена объяснила, как для изучения площадок использовались этнография и полевые дневники и описала, какие блоки вопросов интересовали исследователей в экспертных интервью.

Дата: 01 июня 2018

Город: Москва

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕЗЕНТОВАЛИ НА “ИНТЕРМУЗЕЕ-2018”

1 июня на Форуме «Музейный гид» в Москве в рамках XX Международного фестиваля “Интермузей-2018” команда исследовательского проекта представила итоги исследования,
а также анонсировала выход книги «“Что-то новое и необычное”: аудитория современного искусства в крупных городах России», которая выйдет из печати в июле 2018 года.

Издание объединит в себе социологические данные о лояльных и потенциальных зрителях современного искусства и методические рекомендации по изучению и организации работы с ними, а также познакомит с реальным опытом художественных институций по привлечению аудитории.

Отдельный блок в книге посвящен изучению региональной аудитории современного искусства на примере одного из крупнейших российских событий 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Здесь представлены результаты, полученные путем использования традиционных социологических методов, а также описан опыт применения актуальных партисипаторных технологий взаимодействия со зрителями, таких как арт-медиация, привлечение лидеров мнений и т. п.

Оксана ОРАЧЕВА, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина (Москва):
Без понимания ожиданий аудитории трудно понять, что необходимо сегодня в сфере современного искусства, каковы планы общества в отношении этого канала коммуникации, удается ли с его помощью достигать значимых целей. Практические результаты исследования будут востребованы и фондом, и широким сообществом — всеми, кто занимается современным искусством и поддерживает его. Поэтому так важно, чтобы результаты были открыты и широкодоступны. Это позволит всем нам лучше понимать ту аудиторию, с которой и для которой мы работаем.

Алиса Прудникова, директор по региональному развитию ГЦСИ-РОСИЗО, комиссар Уральской индустриальной биеннале:
У существующих институций уже есть запрос на понимание своей аудитории; у тех, кто планирует развернуть свою деятельность, есть запрос на методологию привлечения зрителя. Данный проект по исследованию аудитории представляет собой важный шаг для стратегической программы работы в региональной ситуации. Это возможность работы с российской территорией с позиций культурного программирования, подбор важного ключа к диалогу с аудиторией.

Книга "“Что-то новое и необычное”: аудитория современного искусства в крупных городах России”" будет распространяться бесплатно (получатель оплачивает только наложенный платеж за доставку книги в свой город).

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ можно уже сейчас на главной странице сайта.

Дата: 12 сентября 2018

Город: Санкт-Петербург

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ “"ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ": АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ” В РУССКОМ МУЗЕЕ

12 сентября в Мраморном дворце Русского музея в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Музейная медиация в системе просветительской и образовательной деятельности Русского музея» состоялась презентация портрета аудитории современного искусства в регионах, подготовленная по итогам исследования.

С основными характеристиками и особенностями региональных зрителей сотрудников музея познакомила Дарья Маликова: “Благодарю Русский музей за интерес к нашему социологическому исследованию, и лично Алексея Григорьевич Бойко за инициативу и теплый прием! Несмотря на то, что исследование посвящено региональной ситуации, мы нашли много точек соприкосновения. И мы вместе чувствуем востребованность новых форматов коммуникации с аудиторией: медиация в Русском музее - это амбициозно и вдохновляюще!”

Благодарим за информационную поддержку события – Северо-Западный филиал РОСИЗО-ГЦСИ.

Дата: 19 сентября 2018

Город: Екатеринбург

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ "ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ": АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ"

Научная монография ««Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России» вышла в Екатеринбурге!
Презентация книги состоялась 19 сентября в Муниципальном объединении библиотек города Екатеринбурга

Цитата «Что-то новое и необычное», вошедшая в название книги – одно из распространенных мнений о современном искусстве, неоднократно прозвучавшее от респондентов многочисленных интервью и анкетирований, проведенных в ходе исследования. Причем, этот мотив упоминали как сами зрители, объясняя им свое обращение к современному искусству, так и сотрудники художественных институций, полагая, что это основной стимул, который побуждает аудиторию приходить к ним на выставки. Кроме того, сама монография – это «что-то новое и необычное» в сфере социологических и маркетинговых исследований аудитории современного искусства, так как впервые столь масштабно описывает региональных зрителей и методики работы с ними.

Издание состоит из четырех разделов: «Концепция проекта и его результаты. Аудитория площадки современного искусства: модель и результаты»; «Аудитория больших культурных проектов» на примере IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства; «Методики изучения аудитории современного искусства»; «Теоретические аспекты изучения аудитории современного искусства в зарубежных исследованиях» – раздел обобщает опыт иностранных специалистов, а также включает отклики российских и зарубежных экспертов на совсем не простой вопрос: «Кому современное искусство?».

В ходе исследования команда проекта провела 67 экспертных интервью, 838 стандартизованных интервью со зрителями, 27 глубинных интервью с разными сегментами аудитории, проанализировала 2100 аккаунтов подписчиков площадок современного искусства в соцсетях, собрала 14 полевых дневников и создала этнографическое описание 17 площадок.

«Эта книга актуальна и современна, потому что тема определения целевой аудитории – это, пожалуй, одна из главных тем в современном мире, – поделилась своим мнением Елена Евгеньевна Трофимова, первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. – Коллективная монография, которую я держу сейчас в руках, будет любопытна как для гуманитариев, которые интересуются насущными вопросами искусства, так и для научных сотрудников и управленцев в сфере культуры. Из нее можно почерпнуть многое для применения в своей каждодневной деятельности».

Закажите книгу бесплатно на главной странице нашего сайта!
Получатель оплачивает только наложенный платеж за доставку книги из Екатеринбурга в свой город.

hello@zaart.net
2017-2018